Репортаж с Дагестанской селекционной опытной станции плодовых культур (филиал ФАНЦ РД)

Скрещивают, прививают, улучшают: экспериментальный сад для дагестанских селекционеров в Буйнакске точно одна большая лаборатория. А еще этот участок – зеленый музей: первые деревья вывели здесь почти 90 лет назад. За эти годы ученым удалось собрать настоящую фруктовую коллекцию из десятков разных сортов. Рассказываем, чем «научная» черешня отличается от остальных.

Фрукт с характером

Сегодня на Дагестанской селекционной опытной станции плодовых культур мы собираем урожай. Знакомимся на вкус с разными видами черешни, сравниваем, удивляемся. Оказывается, у нее тот еще характер! Один сорт морозоустойчив, другой дает крупные плоды, третий – стабильный урожай, а четвертый не может похвастать самоплодностью, поэтому рядом с ним должны находиться другие сорта-опылители.

Старший научный сотрудник станции Магомед Абдулгамидов ведет то к одному, то к другому дереву. Земля под ногами сухая, потрескавшаяся, а плоды крупные, красно-черные, сладкие-сладкие, и солнце палит нещадно. Ботанический урок начинается именно с почвы. Поливать черешню можно примерно через 15-20 дней после окончания цветения деревьев, так как в это время происходит рост завязей плодов и почвенная сухость может вызвать излишнее их опадение. Поливать следует за две-три недели до сбора плодов, но только не в период созревания.

Магомед Абдулгамидов работает на опытной станции почти тридцать лет и знает каждого своего подопечного «в лицо» – с закрытыми глазами может проложить маршрут от «Лезгинки» до «Дагестанки». А «Наполеон» (черный и розовый) и «Дрогана желтая» отвечают требованиям бизнесменов и потребителей, их черешенкам характерны транспортабельность, высокие вкусовые качества и крупноплодность. Это одни из 56 сортов черешни, которые здесь испытывают на 2,5 гектара земли. Также на селекционной станции растут яблоня, айва, слива, персик и не только.

Предмет особой гордости

– Станция была основана в 1931 году Анной Покровской. Она вывела несколько сортов черешни, которые хорошо плодоносят именно на этой земле, с учетом здешних климатических условий, – рассказывает он.

Так сложилась целая палитра дагестанских черешневых сортов. Сами ученые отмечают: все достижения в аграрной науке для них – предмет особой гордости. Потому и названия удачным сортам дают особые, сразу врезающиеся в память: «Горянка», «Дагестанка», «Любимица Карвацкого», «Лезгинка», «Берекет».

– До 1992 года о нашей опытной станции знали даже за рубежом. В те годы мы разрабатывали технологию возделывания плодовых культур, правильной обрезки, формирования плодовых деревьев. Но, к сожалению, времена изменились. Сегодня нам говорят: «Делайте акцент на производстве», забывая, что прежде всего мы – ученые, – продолжает Магомед Абдулгамидов.

Наши дагестанские сорта, по его словам, вполне конкурентоспособны.

– Раньше агрономы работали как надо: изучали, наблюдали, определяли болезни, недостающие минералы, качество почвы. А сейчас что? Агрономы есть, а специалистов толковых единицы. Приходит, например, ко мне владелец КФХ и жалуется, что черешня урожай не дает. Будто все так просто: посадил, полил и пришел через год за урожаем. Надо учитывать правила, технологии при посадке и уходе. Почву надо вспахать, удобрять, сажать на определенной глубине, если речь идет о высокорослых сортах, то на расстоянии 5-7 метров друг от друга.

Помимо районированных сортов, на буйнакской земле чувствуют себя как дома краснодарские и зарубежные сорта. Раньше всех созревает «Валерий Чкалов».

Магомед Абдулгамидов срывает с дерева зрелые плоды – большие, средние. А потом и совсем мелкие, но тоже зрелые. Мелитопольскую «Романтику» и другие виды испытывали с 1986 года, определяли качества плода, наличие витаминов, сахара и за этим строго следили. В годы, когда действовал консервный завод, размер плода был неважен, а сейчас заводы не работают, на смену пришли производственники, и требования изменились – обращают внимание на крупноплодные сорта и товарный вид. А содержание в плодах витаминов нынче заботит только ученых, но никак не предпринимателей.

С Мелитопольского крупноплодного сорта собрали 75 килограммов, а с другого дерева только 15. Один и тот же сорт ведет себя по-разному. При хорошем уходе дерево живет 35-40 лет.

Но как садоводческая культура имеет ценность лишь первые 25 лет, потому как старые деревья не радуют большим урожаем. С одного собирают в среднем 40-50 килограммов.

Сбор урожая начинается ранним утром и заканчивается вечером. За рабочую смену сборщики наполняют ягодами семь-восемь ящиков. Зрелые, крупные – все как на подбор. Сортировка при таком урожае требует минимум усилий. Редко когда попадется испорченный плод. Сборщица Салимат уверяет, что здешнюю черешню можно на вкус узнать, у нее нет конкурентов.

От Пятигорска до Питера

В Дагестане черешневые сады занимают площадь порядка 1000 гектаров, основные массивы черешневых садов расположены в Буйнакском, Кизилюртовском и Карабудахкентском районах. Позиции нашей республики в стране по объемам валового производства данного вида продукции не так высоки, в год производят где-то 2,5-3 тысячи тонн. Зато наши природно-климатические условия более предрасположены для выращивания сливы, абрикоса, черешни и других косточковых культур и потому с потребительскими качествами дагестанской черешни трудно конкурировать.

Список городов, где востребована дагестанская продукция, длинный. Как отмечают на станции, буйнакская черешня находит покупателя в самых разных городах страны – от Пятигорска до Санкт-Петербурга. Плоды вышеперечисленных сортов обладают хорошей транспортабельностью, после съема урожая почти две недели сохраняют товарный вид. К тому же наша черешня годится как для десерта, так и для консервирования. С этим согласен и предприниматель из Северной Осетии Геннадий Боратов, по словам которого, его покупатели из Сочи, Анапы и Краснодара постоянно заказывают именно дагестанскую черешню.

Научный интенсивный сад

Сегодня во многих регионах страны наблюдается упор на интенсификацию садоводства. Тренд, направленный на расширение площадей пальметтных садов, объясняется и значительной государственной поддержкой отрасли. По тем же интенсивным черешневым садам, как отмечают специалисты Минсельхозпрода РД, в некоторых районах Дагестана есть хорошие примеры, и это обстоятельство со временем, конечно, положительно отразится на объемах валового сбора черешни в республике. Но и наша дагестанская наука старается идти в ногу со временем. В частности, на Буйнакской опытной станции планируется заложить на 10-12 гектарах научно-производственный черешневый сад интенсивного направления.

Ученые рассказывают, как они создают новые сорта, а сборщицы учат, как правильно собирать черешню. И в этом деле есть свои тонкости. Сначала визуально оцениваем ветку, определяем спелую. Черешню надо срывать с плодоножкой, так она дольше сохранит свежесть. Аккуратно прокручиваем по часовой стрелке. Важно не повредить букетную веточку, иначе на следующий год черешня не будет плодоносить.

Буйнакская черешня, говорят селекционеры, особенная – тут и почва правильная, и уход, и обработка, и солнце как надо направляет свои лучи. Они делают ее непохожей на другие черешневые деревья. Собранный урожай реализуют здесь же, у ворот селекционной опытной станции. За сладкой ягодой сюда приезжают жители города и близлежащих сёл. Вырученные деньги уходят на содержание научного сада.

– И все же наша цель – не реализация, а испытание и получение новых сортов, – поясняет Магомед Абдулгамидов. – Смотрите на эти деревья, на них нет новых побегов, значит, они уже старые, неурожайные, а на площадках производственных садов молодые деревья с полуметровыми побегами, которые в следующем году дадут плоды.

Работа селекционеров чем-то похожа на моделирование конструктора: соединить в одном дереве или кустике нужные качества и получить неприхотливый вкусный гибрид, адаптированный под местный климат. «Гранатовый» – еще один удавшийся научный эксперимент дагестанских ученых. По вкусовым качествам ничем не уступает популярному «Воловьему сердцу», известному больше как «Бычье сердце».

– Кстати, его у нас сняли с производства еще в 1960-х годах. Наши «Дагестанка», «Горянка» и «Берекет» дают куда лучший урожай и устойчивее к заболеваниям, – поясняет селекционер. – На стадии испытания – сорт позднего срока созревания «Поздняя Лермонтова».

Каждое дерево, каждый кустик для ученых все равно, что родной человек. С ними они проводят большую часть жизни и сильно переживают за их будущее.

– Я каждый день езжу сюда на работу из Нижнего Казанища, здесь мы проводим больше времени, чем с семьей, – говорит агроном Рашид Зубаиров. – Но одними нашими силами былой престиж садам не вернуть, нужна мощная государственная поддержка. Вы только подумайте: многие республики бывшего СССР, которые перенимали здесь опыт, сегодня опережают нас в развитии на 50 лет! А ведь когда-то переходящее Красное знамя за развитие сельского хозяйства вручили именно нашим ученым, его привезли к нам из Владивостока…

Красный флаг до сих пор хранится в научной библиотеке, словно напоминая о прошлых успехах и достижениях.

Республиканская общественно-политическая газета «Дагестанская правда», №191, 9 июля 2019 г.

 

Репортаж с Дагестанской селекционной опытной станции плодовых культур (филиал ФАНЦ РД)
Пролистать наверх